Информационные технологии в антикризисном управлении предприятиями
Современная экономическая ситуация в Украине заставляет все больше менеджеров предприятий и научных работников обращаться к теме антикризисного управления с целью создания особых управленческих подходов, которые были бы эффективными в условиях кризисных ситуаций как отдельного предприятия, так и отраслей, и секторов экономики и др.
В связи с тем, что в нынешних условиях ни одна отрасль экономики и бизнеса не может существовать, а тем более эффективно функционировать без информационных технологий, вопросы взаимодействия антикризисного управления и информационных технологий является актуальным.
Антикризисное управление (АУ) — это система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение, устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, а это в свою очередь позволяет устранить временные препятствия, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, используя, в основном, собственные ресурсы.
Существующая литература по антикризисному управлению рассматривает три варианта управления предприятием в кризисной ситуации: активное АУ, реактивное АУ и интерактивное АУ. При активном АУ осуществляется диагностика кризисного состояния на предприятии, управления риском и контроль убытков, анализ влияния на деятельность предприятия, управление кризисными коммуникациями, оценка возможности восстановления деятельности предприятия.
При реактивном АУ осуществляется управление кризисными коммуникациями, управление безопасностью и сохранением ресурсов, восстановление эффективной деятельности предприятия.
Интерактивное АУ поддерживает эффективное функционирование предприятия, предотвращает возникновение кризисных явлений и осуществляет учебную функцию на предприятии. Взаимодействие активного, реактивного и интерактивного антикризисного управления происходит по следующей схеме. Каждый из этих типов антикризисного управления с точки зрения информационных технологий (ИТ) представляет собой систему входов, процессов и выходов. ИТ позволяют эффективно обрабатывать данные для различных типов АУ. Информация вводится из различных источников в различных формах, классифицируется анализируется, возобновляется. Вывод осуществляется после обработки данных в различных формах в соответствии с процедурами. Таким образом, информационные технологии становятся неотъемлемой и очень важной составляющей антикризисного управления.
Так, для активного АУ роль ИТ становится решающей на этапе обработки информации, когда все полученные входные данные объединяются и превращаются в информацию, необходимую и пригодную для использования теми подразделениями предприятия, к которым она имеет отношение. Для определения рисков создаются списки слабых мест предприятия, используемых при планировании управления рисками и контроле убытков. Планы кризисных коммуникаций создаются относительно ко всем аспектам деятельности предприятия. Это позволяет восстанавливать эффективную деятельность предприятия, а также осуществлять управление безопасностью и сохранением ресурсов.
Входные данные для реактивного АУ включают много данных, полученных на предыдущем этапе АУ: актуальная информация о кризисных явлениях, риски организации и др. Это необходимо для установления приоритетности мер по восстановлению эффективного функционирования предприятия. Обработка данных зависит от правильного использования информационных технологий. Одним из средств является Internet-технологии, которые позволяют получить последние данные о кризисных явлениях и оперативно принять антикризисные меры.
Они используются при планировании кризисных коммуникаций для обеспечения работников, менеджеров и внешних заинтересованных лиц информацией, которую можно будет использовать. Исходная информация представляет собой, в основном, зарегистрированы действия, которые осуществлялись для преодоления кризисной ситуации, и состояние ресурсного обеспечения.